В Москве завершила работу выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2021

Вернуться

В Москве завершила работу выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2021

В Москве завершила работу выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2021, проходившая с 15 по 18 июня в ЦВК “Экспоцентр” и впервые в своей истории объединившая усилия с выставками Связь и НАВИТЕХ, организуя единую коммуникационную площадку для представителей IT и медиа индустрии под эгидой Российской Недели Высоких Технологий.


Деловую программу выставки-форума открыла пленарная сессия Российской Недели Высоких Технологий “Цифровая трансформация медиаотрасли. Промежуточные итоги”, проходившая при поддержке Медиа-Коммуникационного Союза. Модератором сессии выступила Ксения Болецкая, директор по взаимодействию с индустрией в подразделении медиасервисов компании «Яндекс».


Игорь Мишин, генеральный директор ООО «МТС Медиа», отметил, что несмотря на упрощение механизмов блокировки пиратского контента, бенефициары пиратства не теряют денег. Громкие дела с тюремным заключением бенефициаров, по мнению Мишина, могли бы исправить ситуацию - но пока государственная политика в борьбе с пиратством отсутствует, сервисы продолжат терять деньги от возможных подписок.


Руслан Тагиев, генеральный директор Mediascope, развил тему возможности измерения аудитории потребителей контента как на легальных площадках, так и на прочих ресурсах. По его словам, уже через год могут появиться первые шаги в развитии системы, анализирующей весь путь распространения контента на мобильных устройствах - что в свою очередь может полностью изменить модель продаж и повысит прозрачность рынка.


Михаил Демин, президент Медиа-Коммуникационного Союза, вновь подхватил тему борьбы с нелегальным потреблением контента, особо отметив, что проблема глобальная и пиратский рынок не спонтанный: по словам Демина, на данные момент из сорока миллиона ссылок на пиратский контента половина принадлежит десяти операторам. Тем не менее, нельзя сказать, что государство бездействует: антипиратский меморандум и мгновенная блокировка ссылок уже дали свои результаты, и остаются две глобальные проблемы: блокировка прямоэфирного контента и вечная блокировка злостных правонарушителей.


Бэлла Черкесова, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, отметила, что подписная модель и объем потребления легального контента растет, и этот рост может ускорить работа с грамотностью пользователей: зачастую пользователь не знает, что смотрит пиратский ресурс и крадет интеллектуальную собственность. И хотя Минцифры готово к любым предложениям от игроков рынка, Черкесова выразила сомнение в том, что громкие судебные дела, предлагаемые Игорем Мишиным, приведут к пользе для рынка - на ее взгляд, сейчас следует идти по пути переноса антипиратского меморандума в законодательство.


Николай Орлов, заместитель генерального директора по контентной политике компании Триколор, также подчеркнул необходимость проведения разъяснительной работы с гражданами по вопросам кражи интеллектуальной собственности правообладателей, и выразил опасения операторов об утечке персональных данных пользователей при внедрении единой системы медиаизмерений.


Екатерина Лапшина, Первый Вице-президент по стратегии и развитию бизнеса АО «ЭР-Телеком Холдинг», отметила, что утечка данных - это всемировая проблема, с которой необходимо бороться, но взаимодействие в вопросах регулирования отрасли необходимо. Подвел итоги пленарной сессии Игорь Мишин, уверив, что когда-нибудь статистика всех просмотров будет прозрачной и открытой для всех.


Следующая сессия, “ОТТ и видеосервисы”, прошла при поддержке компании Medialogistika, модераторами выступили Ксения Болецкая, директор по взаимодействию с индустрией в подразделении медиасервисов, «Яндекс» и Андрей Громковский, вице-президент UFC по России и СНГ, глава UFC Russia. Открыл сессию Григорий Кузин, директор проекта «Медиалогистика», отметив стремительность развития отрасли: еще пять лет назад на тематических форумах он рассказывал о том, что такое интернет-телевидение, а сегодня на ОТТ-платформах уже начинают вещать мультиплексы. Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента, J’son & Partners, заметил сложность измерения количества зрителей: в России 27 миллионов подписчиков на легальные видеосервисы, включая повторный счет, но сколько из них зрителей, сколько платных подписчиков и сколько приходится подписок на пользователя - это только предстоит выяснить.


Модератор Ксения Болецкая подчеркнула проблему так называемой “пены” - подписчиков, которые переходят с сервиса на сервис ради конкретного проекта и после его окончания уходят дальше, зачастую пользуясь промокодами и триал-периодами и не принося сервису денег. Иван Гринин, директор по контенту IVI, согласился, что объем “пены” после пандемии вырос - но подчеркнул, что лояльное ядро постоянных подписчиков также растет. Иван Гродецкий, генеральный директор Premier, согласился с Грининым и поделился конкретикой: по его словам, в среднем пользователь живет около шести месяцев, что невыгодно для долгосрочного планирования. Агрессивный маркетинг приносит много “пены”, а пользователи, не привыкшие платить, избалованы триалами и легко находимыми промокодами. По словам Гродецкого, когда сервисы научатся выпускать 1-2 сильных проекта в месяц, это сильно повлияет на лайфтайм пользователя и расширит возможность по инвестициям.


Дмитрий Гудумак, директор по коммерции и развитию видеосервиса Start, возразил, что все сервисы отличаются, и у пользователей на разных площадках различный жизненный цикл. По словам Гудумака, сервисы пойдут по пути максимальной специализации, как в свое время специализировались телеканалы - и иметь несколько подписок будет абсолютной нормой. Гродецкий же отметил, что нынешние 300-400 рублей в месяц уже тяжеловаты для зрителя из региона, и, если сервисы будут специализироваться и их будет становиться больше, то потребуется увеличивать либо количество пользователей, либо стоимость подписки - что в России невозможно.


Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров, рассказал, каким видит будущее кинотеатров в новой цифровой реальности. По его словам, кинотеатры - это коллективное сопереживание, которое ничто не заменит: “девушку на свидание в планшет не сводишь”. В видении Березина, кинотеатры войдут в экосистемы сервисов, предлагая, что, где, когда и с кем посмотреть на основе собранных о пользователе данных. Алексей Иванов, операционный директор «МТС Медиа», согласился, что правильная модель существования физических кинотеатров - это совмещение и дополнения друг друга в экосистеме, и отметил, что онлайн-кинотеатры страдают из-за разового потребления. По словам Иванова, сейчас сервисам необходимо либо инвестировать в хороший контент, либо создавать экосистему.


Антон Володькин, руководитель сервиса Wink, отметил, что российский рынок ОТТ пока находится в начальной стадии и пока неясно, что будет дальше - а также рассказал о преимуществах модели Wink, приносящей на данный момент самый высокий средний чек, самый большой пакет телеканалов и самую высокую частоту смотрения.


Завершилась сессии обсуждениям спорта как возможного драйвера развития отрасли, каким, по словам модератора Андрея Громковского, в свое время он был для Pay TV.


Володькин, Колесов и Гродецкий возразили, что бизнес на спорте в России не сделать по нескольким причинам: спорт в России смотрят мало, для громких матчей существует бесплатный Матч ТВ, и спортивные фанаты нетерпимы к малейшим ошибкам сервиса. В итоге все участники дискуссии согласились, что наибольшее количество пользователей приносят заметные original проекты - и именно они являются главным драйвером отрасли.


Технологические вопросы подняли в ходе сессии “Форматы сверхвысокой четкости в эпоху 5G”, прошедшей под модераторством Александра Черняева, ведущего менеджера Huawei. Александр открыл дискуссию рассказом об ассоциациях: China Ultra HD Video Industry Alliance, открытой в 2018 году для развития отрасли UHD в Китае и собравшей свыше 80 компаний в членах ассоциации, и UHD World Association (UWA)​, нацеленной на международное развитие и стимулирование отрасли. Андрей Клименко, эксклюзивный представитель Bitmovin в РФ, рассказал о методах энкодинга UHD видео и преимуществах решений Bitmovin, дающих быстрый транскодинг в 4К и 8К, апскейл в UHD и учитывающих характер видео для улучшения визуального качества.


Григорий Лавров, генеральный директор компании «Медиа Альянс», рассказал, что спрос на UHD-контент в России растет: 77% потребителей UHD начали смотреть его в течение последнего года, 66% пользователей платного ТВ заинтересованы в контенте формата 4К, и для каждого пятого пользователя возможность просмотра контента UHD/HDR является важным фактором при выборе оператора. Григорий Кузин, директор проекта "Медиалогистика", поделился технологическим опытом работы с 4К и рассказал о растущей динамике спроса; а Алексей Седов, СОО, Motionray LLC, рассказал о беспроводных стриминговых технологиях в спортивном и развлекательном онлайн – вещании. Участие в сесии также приняли Юрий Резвяков, технический директор Триколора и Сергей Кожевников, директор по контенту АО «Эр-Телеком Холдинг».


Насыщенная программа встретила посетителей Форума в среду, 16 июня. Операторы встретились на круглом столе “Перспективы развития рынка операторов мультисервисных сетей”, проводимом при партнерстве Media-Broadcasting Group, RTVI и UNIVERSAL DISTRIBUTION, модератор: Яна Бельская, главный редактор интернет-портала «Кабельщик».


Михаил Демин, президент Медиа-Коммуникационного Союза, отметил, что мировой рынок SVOD развивается очень динамично, и российский рынок к 2024 году войдет в двадцатку крупнейших рынков мира. Демин также рассказал о мерах поддержки, которые будут оказаны российским сервисам: снижении ставки НДС до 10%, изменении запрета на нецензурную лексику и закрепление антипиратского меморандума на законодательном уровне. Гульнара Умряева, директор по маркетингу Media Broadcasting Group, подтвердила, что тренды развития рынка радуют участников, и рассказала о проекте CuriosityStream. Олег Грищенко, президент Ассоциации «Ростелесеть», рассказал об объектах критической информационной инфраструктуры, их типах и характеристиках, и обрисовал моменты, на которые стоит обратить особое внимание при подготовке к включению в реестр КИИ.


Большое внимание уделили юридическим аспектам работы операторов. Алексей Леонтьев, директор Ассоциации телекоммуникационных операторов «АСТО», Санкт-Петербург, рассказал о примерах судебных дел от УК к операторам и поделился советами по ведению судебных тяжб. Алексей Амелькин, президент ассоциации МАКАТЕЛ, предупредил о правовом нигилизме государственных органов и рассказал о печальных исходах попыток противостоять решению судов различных инстанций. По словам Амелькина, для максимальной защиты необходимо всегда быть в курсе всех изменений законодательства, не пропускать сроки, верить только официальным документам, отправлять письма с уведомлением о вручении, сохранять документы - и отложить деньги на уплату штрафов, поскольку не нарушать все равно не получится.


Алла Лазовская, генеральный директор Universal Distribution, представила линейку каналов в портфеле бренда. Николай Михайлов, руководитель Комитета по телекоммуникациям АРПП "Отечественный софт" (Ассоциация Разработчиков Программных Продуктов "Отечественный софт"), рассказал о важности профессиональных объединений и роли разработчиков программных платформ в цифровой трансформации отрасли.


Дмитрий Галушко, генеральный директор ООО «ОрдерКом» (Союз Операторов Связи «ОПОРА СВЯЗИ»), рассказал, как снизить стоимость инфраструктуры под сети и поделился стратегиями победы в суде против монополистов. И подвела итоги сессии Елена Гаврикова, заместитель гендиректора по работе с вещателями НП Ассоциация независимых операторов связи и технологий, рассказав о проблемах работы классических операторов связи с ОТТ-платформами: потребление контента достигло своего предела и отрасль классического платного ТВ замедлила свой рост, а эксперименты с новыми методами распространения и монетизации контента приводят лишь к новых проблемам.


Тему платного телевидения продолжила следующая сессия, панельная дискуссия “Рынок платного ТВ. Тренды сезона 20/21”, также проходившая с Яной Бельской в роли модератора.


Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента, J’son & Partners, представил обзорную статистику рынка российских операторов в абонентах с 2019 года и отметил, что рост выручки держится на уровне инфляции. Александр Косарим, генеральный директор «Медиа Телеком», подчеркнул, что абонент потребляет ровно то, что представляет для него интерес, а рост ОТТ связан с удобством потребления контента в новых средах. Алексей Иванов, операционный директор «МТС Медиа». отметил, что эмоции остаются главным драйвером для пользователя, а Никита Трынкин, вице-президент ГК Star Media, предположил, что подбор контента с учетом интересов абонента позволит повысить его лояльность.


Андрей Бояринов, генеральный директор MediaHills, представил, как выглядит телевидение с точки зрения потребителя. По словам Бояринова, новое поколение телезрителей больше не хочет подстраиваться под эфирное время, растет доля потребления контента в записи и роль нелинейного контента, развиваются технологии по таргетированию рекламы. Екатерина Переверзева, генеральный директор «Медиа Бродкастинг Груп», отметила, что у каналов с качественным контентом нет проблем с удержанием пользователей, и необходимо смотреть не только на ОТТ, но и на то, что приносит доход прямо сейчас: так, например, каналы History и Еда не только не потеряли пользователей, но и показывают стабильный рост аудитории и рейтингов.


Ольга Пивень, CEO RTVI, рассказала, что сейчас большой интерес представляют азиатско-тихоокеанские и африканские рынки, но и российский рынок международными агентствами оценивается высоко. Андрей Громковский, вице-президент UFC по России и СНГ, глава UFC Russia, отметил, что у UFC средний возраст потребителя составляет 30 лет, и большинство пользователей смотрят контент канала на мобильных устройствах. Подводя итоги сессии, Андрей Громковский и Яна Бельская согласились, что дольше всего в классическом платном телевидении продержатся спорт и новости.


Жаркая дискуссия развернулась на сессии “Российский оригинальный кино и видеоконтент”, которая прошла при поддержке АПКиТ с Сусанной Альпериной, редактором гуманитарного блока «Российской газеты» - «Неделя» в роли модератора.


Ирина Сосновая, продюсер и шоураннер сервиса START, раскрыла внутреннюю кухню подсчета просмотров контента на сервисе. По ее словам, на сервисе смотрят, когда и какой зритель ослабил интерес к проекту и разбираются в возможных причинах. И, кстати, сервис START в скором времени планирует представлять по одному оригинальному проекту в неделю.


Давид Кочаров, советник заместителя генерального директора холдинга «Газпром-Медиа», рассказал, что у RuTube в скором времени появится оригинальный контент - пока подробности не раскрываются, но в скором времени будет громкий анонс с деталями. Также он рассказал, что Premier будет делать ставку на российское кино, расширяя библиотеку контента.


Джаник Файзиев, генеральный продюсер мультимедийного сервиса Okko, обозначил тренды того, к чему идет современный мир в плане производства контента: экономика эмоций осталась прежней, но поменялись пути и формы, и для успеха необходимо понять их и выучить, как новый иностранный язык.


Мария Гречишникова, генеральный директор ГК Star Media, рассказала об опыте работы Star Media на Youtube и порадовала новостью о том, что в скором времени холдинг начнет производство сериалов специально для платформы YouTube. По словам Гречишниковой, на сегодня YouTube — одна из наиболее приносящих в VOD-сфере платформ, которая отлично работает с библиотечным контентом.


Владимир Утин, генеральный директор продюсерского центра "Леан-М" (подразделение Sony Pictures Television в России), рассказал, что будет, когда большие иностранные онлайн-кинотеатры начнут заказывать проекты российским производителям. По его словам, вопрос остается в том, сможет ли наш контент конкурировать на других рынках. Подводя итоги сессии, представители платформ поделились цифрами о доле оригинального контента в своих библиотеках. Так, на Okko процент оригинальных проектов составляет 12-15%, на Start больше 60% оригинального контента и у Premier - более 60% библиотеки.


Параллельно в другом зале шла череда технологический секций, открывшаяся секцией “Съемка, управление и доставка контента” с независимым экспертом Екатериной Петуховой в роли модератора. В первой части сессии, посвященной современному оборудованию для съемки видеоконтента, Виктор Пахомов, CEO Movicom Group / Robycam Global, наглядно продемонстрировал возможности роботизированных тросовых комплексов Robycam в различных локациях. Дмитрий Воробьев, специалист по развитию бизнеса отдела Panasonic Broadcast & Pro-AV, представил роботизированные системы, камеры и системы управления для remote production. Максим Попов, директор по продажам в России и Северной Европе EVERTZ, рассказал о технологиях перехода к облачному производству.


Тихон Макушев, директор по продажам в странах СНГ TVU networks, обрисовал решения для передачи контента посредством IP технологий от компании​ TVU Networks и тренды современных технологий передачи контента. А Максим Левин, продуктолог CDNvideo, рассказал о технологии LLC, low latency streaming, позволяющей передавать видео с задержкой до двух секунд - пока, несмотря на свои преимущества, обладающей рядом минусов в случае старых устройств и низкой скорости интернета у пользователя.


Андрей Клименко, генеральный директор Teleport Media, представил методику доставки контента до зрителя из нескольких источников одновременно для улучшения качества стриминга. Способами повышения качества доставки OTT и IPTV вещания поделился и Дмитрий Иванов, ведущий инженер отдела интеграции и сопровождения, Elecard, представив технологии для отслеживания передачи контента по всей цепочке.


Далее в сессии участники представили AR/VR технологии и сервисы для медиа. Анатолий Горонеско, CEO, Павел Первухин, data scientist и Алексей Дмитриев, CTO, VR Cast.tv рассказали о новой модели потребления контента в интернете, включающе в себя телеприсутствие в виртуальной реальности, трансляции VR 360 и автоматический продакшн в спорте. Георгий Молодцов, куратор премии Open Frame VR Award, goEast Film Festival, представил VR как самостоятельный жанр контента и рассказал о необходимой для этого инфраструктуре. Никита Трынкин, вице-президент, ГК Star Media, также представил новое направление контента: AR-путешествие во времени. 


Завершил секцию круглый стол «Мониторинг и контроль качества сигнала», на котором Григорий Кузин, директор проекта "Медиалогистика", поделился особенностями национальной доставки от Санкт-Петербурга до Владивостока; Николай Милованов, директор Elecard, обсудил разницу человека и машины в обеспечении качества сервиса; Андрей Гайнулин, директор ООО «Кьюлиджент.ру, поведал о мониторинге и контроле качества сигнала​; а Вадим Добычкин, технический директор компании «РТП Медиа», рассказал, как повысить качество доставки сигнала за счет разностороннего мониторинга.


В дальнейшей сессии, “Искусственный интеллект, машинное обучение и системы обратной связи в медиа”, Олег Колесников, директор по технологиям и медиасервисам АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» в г. Екатеринбурге, рассказал о том, что может ожидать рынок медиа от внедрения искусственного интеллекта. Мария Чмир, CEO в Deepcake, представила технологии уже наступившего будущего: виртуальных ведущих, синтез видео и редактирование сюжетов без помощи рук, уже с успехом используемые рядом компаний. О генерации контента с помощью компьютерного разума рассказали также Ярослав Городецкий, генеральный директор CDNvideo, и Данил Лесоводский, руководитель направления машинного обучения и искусственного интеллекта, «Газпром-медиа Холдинг». Ирина Савченко, заместитель директора Дирекции общественных связей и интернет-вещания АО «Первый канал», поделилась кейсами того, как интерактивные сервисы помогают телеканалу узнавать свою аудиторию и привлекать ее к эфиру, а Денис Бызов, исполнительный директор SPB TV, представил новые возможности освещения спортивных мероприятий с использованием устройств видеозахвата на базе технологий искусственного интеллекта. И, наконец, Андрей Красько, заместитель главного инженера АО «Уфанет» раскрыл, как умный домофон и видеоаналитика помогают повысить лояльность абонентов и управляющих компаний. Также в сессии принял участие представитель компании "Телетаргет".


Завершился день бизнес-семинаром от представителей компании Уфанет: Искандара Бахтиярова, генерального директора; Ирины Шленкиной, директора по праву, экспорту и дистрибьюции; Андрея Рогожина, директора по строительству; и Александра Саркисяна, директор по маркетингу. Представители компании рассказали о методах работы с оттоком абонентов, опыте создания экосистемы, сетях фотонного интернета и нуждах абонентов на перенасыщенной рынке контента.


Деловая программа выставки-форума завершилась финальным третьим днем, посвященным создателям контента: блогерам, режиссерам, редакторам и сценаристам.


Специальный день креаторов открыл мастер-класс Владимира Елизарова, режиссера монтажа компании АМЕДИАТЕКА. Елизаров поделился советами и главными правилами монтажа трейлеров и промороликов к фильмам. Всеволод Каптур, кинооператор и оператор-постановщик, и Николай Пигарев, продюсер, режиссер, колорист, оператор, монтажер, рассказали об опыте съемки кино на iPhone.


В ходе круглого стола «Веб-сериалы как фундамент контентной экосистемы и основа взаимодействия с ОТТ- сервисами», модератором которого выступил Жан Просянов, главный редактор Кино-Театр. РУ, директор по развитию веб-кинотеатра CHILL. Модератор осудил массовый поиск новых форматов и решений вместо поиска молодых команд со всех уголков страны, Наталия Григорьева, отборщик фестиваля Realist Web Fest рассказала о формате веб-сериалов: удобном к просмотру, мобильном, с отличающимся визуальным рядом. А Владимир Болгов, режиссер, сценарист, шоураннер веб-сериала «Закон и беспорядок» и Велимир Русаков, режиссер, сценарист, шоураннер веб-сериала «Закон и беспорядок», поделились опытом создания успешного веб-сериала. Завершил день креаторов финальный мастер-класс Владимира Пермякова, продюсера продвижения кинопроектов Московской Школы Кино, о видеоконтенте в эпоху пандемии с точки зрения маркетологов. Спикер охарактеризовал современный отечественный кинематограф как динамично развивающийся и рассказал, как правильно выстраивать стратегию продвижения блокбастеров, чтобы обеспечить максимальный коммерческий успех.


Последний, четвертый день работы выставки-форума, прошел уже без мероприятий, позволяя посетителям ближе ознакомиться с предложениями участников экспозиционной части.


Участие в выставке приняли RTVI, Thema Rus, 24ТВ, CDNvideo, Sky Media, Planar, Telko Group, СофтЛаб-НСК, Profitt, Media Broadcasting Group, Elecard, Stream Labs, IMAQLIQ, GS LABS, ATEME, Azercosmos, Bitmovin, Broadview Russia, NHK World-Japan, БАЗИС ТЕЛЕКОМ, Волиус, Кабельщик, Medialogistika/MSK-IX, НАГ, АО "НИИ Телевидения", НПК РОТЕК, РТП-МЕДИА, Телевидеодата, Телетор, Телеспутник, ТРО Союза - Телеканал Белрос, ГК Уфанет, Чувашкабель и другие.


Выставка-форум CSTB. Telecom & Media прошла в рамках Российской Недели Высоких Технологий при генеральной поддержке Медиа-Коммуникационного Союза, при поддержке Минцифры России и Роскомнадзора. В роли стратегического партнера выступила компания Триколор, главный партнер выставки и форума: Газпром-Медиа Холдинг, партнер Форума - Huawei, партнеры сессий: MEDIA BROADCASTING GROUP, RTVI, Medialogistika, а официальный информационный партнер: интернет-портал Кабельщик.


Следите за новостями о мероприятии на сайте cstb.ru и в социальных сетях мероприятия!

#cstb #cstb2021

18 июня